Можно ли научиться стихосложению

Можно ли научиться стихосложению

Думаю, что едва ли найдется человек, у которого хоть  раз в жизни не возникла потребность сочинить  стихотворение.  У кого-то по настроению, у кого-то для подарочной открытки или тоста, у кого-то в порыве чувства утраченной или приобретенной любви.  Возможно, что  первое творение у многих стало  последним, и о нем так никогда никто и не узнал. Случается, что потребность писать на какое-то время становится  навязчивой идеей или психологической потребностью излить душу. В результате появляется целая тайная  тетрадка стихов, о которых опять-таки никто не знает. А бывает – наоборот, после первой  попытки  стихосложения, автор опуса провозглашает себя новым гением и несет свои творения в массы с необычайным энтузиазмом. Кто здесь прав и как все должно происходить, чтобы и талант не был утрачен, и графомания не расцветала буйным цветом?  На этот вопрос сложно ответить однозначно.

 

Нужно ли учиться поэзии 

Поэзия кажется  самым  доступным литературным жанром и видом искусства,  и поэтому  среди творческих натур он наиболее популярен. Посудите сами: чтобы писать музыку, необходимо учиться музыкальной грамоте, чтобы писать картины -

также надо учиться специальной  технике.  А поэзия кажется такой доступной! Буквы знаем, читать-писать умеем, а потребность писать  приходит с первым чувством влюбленности,  восторга  или разочарования… Но, смею вас уверить, что мнение о доступности поэзии очень  обманчиво! Технике стихосложения нужно учиться, так же, как и музыкальной грамоте. По крайней мере, хотя бы общее понятие иметь об этом  непременно нужно.

Трудно  ли научиться писать стихи?

 И вообще, возможно ли этому научиться, в принципе? Ведь это требует таланта, одаренности, вдохновения, творческих  инсайтов!

Мой ответ на этот вопрос не будет однозначным. Писать талантливые стихи научиться невозможно,  так как одаренность  дается, или не дается человеку от природы.

Что касается умения сочинять хорошие, грамотные стихотворения, то этому научиться можно.  В школах у  древних греков и римлян  проводились уроки  стихосложения, обучение этим премудростям  практиковалось и в средневековых школах, и в  лицеях 18-19 века. Пару веков назад любой образованный молодой человек  мог написать несколько  рифмованных четверостиший  в альбом барышне, сочинить поздравление другу. Пусть эти строки не были гениальными, но они были уместны и грамотны.

Итак,  рифмовать -  под силу любому  грамотному  начитанному  человеку. Но даже умение рифмовать приходит путем проб и ошибок.  Избежать их можно, но надо  учиться, приобретать специальные навыки.

С чего начать? В каком направлении двигаться? 

Запомните  изначально, что  стихотворение – это гармоничное соединение формы и содержания. Для содержания важна тема и образное ее раскрытие с помощью оригинальных художественных средств. Для формы важен ритм и рифма. Для начала надо усвоить именно эти правила.

1.Начните с чтения хороших талантливых  стихов. Для чего это нужно?  Это необходимо для того, чтобы почувствовать, чем, собственно стихи отличаются от прозы и чем хорошие стихи отличаются от плохих.  

Как проверяют наличие у человека слуха? Предлагают ему воспроизвести мотив или ритм. Проверьте наличие у себя чувства ритма, воспроизводя ритм стихотворения. Поверьте, вы откроете для себя много удивительного и очень скоро начнете узнавать талантливых  авторов (Есенина, Блока,  Цветаеву, Ахматову, Евтушенко)  по  звучанию их произведений. Прислушайтесь к поэтическим рифмам,  всмотритесь в художественные средства, которые используют поэты: метафоры, гиперболы и т.д.

 

2. Ничто так безнадежно  не портит стихотворение, как  сбой ритма, плавающий размер. Стихотворная речь тем и отличается от прозы, что она четко ритмизирована. Каждая строка имеет  строго определенное количество ударений.  Например «Евгений Онегин» написан ямбом. Нарисуйте себе схемку чередующихся  ударных и безударных  слогов,  и вы поймете, что это такое. Для тех, кто чувствует ритм стихотворения даже не обязательно изучать размеры: ямб, хорей, амфибрахий, гекзаметр. У него все будет получаться само собой.  А вот тем,  кто этого не чувствует, придется здорово постараться, чтобы усвоить эту науку.

 

3. Обязательный атрибут  стихотворения – это   рифма. Есть, конечно,  и  стихи нерифмованные, так называемые  «белые». Но ведь вам хочется создать стишок пусть простенький, но с  четкой, звучной рифмой, не правда ли? Если рифма не очень оригинальна, заезжена миллионами поэтов, типа любовь-кровь, розы-слезы, то она называется банальной.  Банальные рифмы – признак того, что поэт дилетант и не блещет талантом, а его поэзия очень низкопробная.  Но хуже банальных – отсутствующие или мнимые рифмы: снег- бред,  озорной - боевой,  плакал- приласкал. Рифма – когда  ударная гласная и следующие за ней согласные совпадают.

 

4. Стихотворный размер не терпит ошибок, грамматических неточностей, неправильных падежей.

 

5. Самая распространенная ошибка начинающих  стихотворцев  -  нетерпимость к критике. Сочинив несколько четверостиший, они уверуют, что их посетило вдохновение,  и не допускают даже мысли о том, что над их детищем надо много работать, что надо совершенствовать  технику стихосложения. А  между тем,  произведение должно иметь художественную ценность, иначе ему  нет оправдания .  Даже если автор писал его, обливаясь горючими слезами, примитивное  стихотворение будет просто жалким  и не вызовет у читателей ничего, кроме раздражения. Это абсолютно не касается  творчества авторов, которые пишут "для себя", используя стихи , как терапию. Здесь у автора полная свобода действий!  Но, коль скоро,  вы предоставляете свое творение на людской суд, то будьте добры - приложить усилия. Как выразился наш гениальный юморист Жванецкий, "ПисАть, как и пИсать нужно тогда, когда уже не можешь...

 

6. Не исключено, что  в процессе стихосложения проявятся дар и талант к этому. Тогда со временем придет  вдохновение, появится и собственный стиль и своя манера.

 

7. Если есть желание писать стихи, то надо повышать своё мастерство, расширять свой кругозор, словарный запас, избегать банальных рифм, примитивных сравнений. Учитесь  красиво, ярко,  грамотно излагать мысли. Ведь поэзия – это стремление к гармонии, а гармония не терпит суеты и дилетантства

@Н. Терещенко