Какой не должна быть рифма

 

Как избежать разочарований молодому поэту

Если уж вы решили заняться стихосложением, то ни в коем случае не воспринимайте свои первые стихи, как гениальный прорыв в  мировой литературе. Многим начинающим поэтам  все созданное ними кажется гениальным открытием, на самом деле – это не более, чем изобретение велосипеда или открытие Америки  в 21 веке.  Чтобы избежать  разочарований, каждому стихотворцу непременно надо знать,  что в литературном мире есть  определенные критерии оценки всех литературных  произведений. Стихи  не являются исключением,  к ним также предъявляются особые требования.

 

Не талантом единым...

Молодой поэт может  не владеть языком виртуозно, но грамотно  излагать свои мысли —это минимум, которым  он должен владеть, чтобы читатель мог его понять.

Возможна и такая ситуация: молодой  автор, изучил учебники по стихосложению, освоил  теорию, а вот  искреннего, душевного стихотворения создать не может. Все потому, что  знание законов и правил стихосложения  это лишь  сопутствующие условия для обслуживания таланта или одаренности. Если таковые отсутствуют – стихи  будут  просто зарифмованными слоганами.  Бывает и другая ситуация: автор талантлив, в его творчестве чувствуется новизна и глубина, а вот техника хромает  или отсутствует.  Это значит, что автору нужно совершенствовать знания элементарных правил теории, оттачивать технику и мастерство стихосложения.

 

Рифма – атрибут поэзии.

Начинающим авторам  следует обратить особое внимание на такой атрибут  поэзии, как рифма. Именно благодаря  рифме из строк формируются строфы, и  восприятие стихотворения облегчается для читателя. Казалось бы, тут  особых сложностей нет.  Рифма  строится, как правило,  на совпадении ударных гласных. Но  существуют рифмы, которые литераторы квалифицируют, как  «плохие», «избитые», «банальные».

1. Не следует злоупотреблять. «тривиальными  рифмами». Такие созвучия обычно  обильно употребляются  новичками. Например, «тебе — себе», «любовь — кровь», «розы — слезы» и другие. Такие  рифмы являются самыми банальными из всех возможных. Их присутствие – признак  примитивной поэзии.

 

2. Нежелательно использовать  и   «глагольные рифмы»:  «прийти — найти», «читать — сказать».  Они не несут новизны,  Кое-кто может возразить, что такой тип рифм встречается  и у классиков. Вспомним  Пушкина, Лермонтова : кроет- воет, свищет – ищет. Но ведь мы с вами  живем в 21 веке. И повторять стиль классиков – сродни плагиату. Поэт должен искать свой стиль, если хочет быть  оригинальным и узнаваемым.

 

3. Не поощряются критиками и «неточные», «приблизительные» рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.

 

4. В  стихотворении  ценится уникальность каждой рифмы. Если же рифмы перекочевывают  из одного произведения в другое, заимствуются у других поэтов, то до оригинальности такой поэзии далеко.  Каждому автору важно стремиться, чтобы  в его произведениях была своя изюминка. Найти ее нелегко. Тут важно не  переусердствовать, ведь  все гениальное — просто. Использовать  сверх меры вычурные  рифмы также не следует. Теряется гармония, естественность, стихотворение становится громоздким, мысли теряются  за  частоколом искусственно собранных слов и  фраз.

 

@Н.Терещенко