Как писать литературные пародии

Пародировать начинающих авторов – польза или вред?

Говорят, что писать пародии легко. Для этого – нужно выбрать подходящий литературный объект и начать его пародировать. А объектов вокруг предостаточно, так как великое множество людей  стремятся   рифмовать,  в результате чего появляется огромное количество  стихотворений, стихов, стишков, которые как будто сами просятся  для пародирования. Прочтя  одно из таких творений, сразу хочется посоветовать  автору, чтобы он забросил свои поэтические экзерсисы, пока не поздно.  Но, ни один из графоманов  еще не принял всерьез добрый совет критика или простого читателя. Графоман, как и алкоголик, никогда не осознает, что просто болен, он будет думать, что люди не доросли до его творчества, что его недооценивают, не понимают, завидуют. Но вот что характерно! Пародированием неумелых или бездарных авторов занимаются в основном авторы умелые и одаренные. Вспомните блистательного пародиста Иванова! Стоило попасть к нему на зуб – и любому  молодому рифмоплету шлагбаум дальнейшего пути  в литературу закрывался надолго. Бывали и другие случаи, когда пародист привлекал внимание к неизвестному автору и тот становился известным, а затем и популярным.

Пародировать классиков и известных поэтов: какой в этом смысл?

Довольно часто встречаются пародии  на известные произведения. Именно их имел в виду Даль, давая определение в своем  уникальном словаре:  

  "Забавная переделка важного сочинения, смешное

  или насмешливое подражанье; перелицовка,

  сочиненье или представление наизнанку."

  Что в этом определении пародии бросается в глаза в первую очередь?

 

1.Итак, первое правило пародии по Далю. Переделка ВАЖНОГО сочинения. Заметьте, не любого, а важного, то есть известного, почитаемого, популярного, написанного незаурядным автором. Почему для пародии нужен объект известный? Да потому, что неизвестный объект не привлечет  внимания, не будет интересным и не вызовет тех эмоций, которые  изначально предполагает вызывать у читатаеля пародист. Этими эмоциями, по всей вероятности должны быть смех и еще раз смех, не искючено даже, что смех сквозь слезы.

 

2.Второе правило пародии по Далю. Переделка создается в стиле смешного или насмешливого  подражания.

Сразу же напрашивается вопрос: над кем смеемся? Над кем насмехаемся? Если речь идет о начинающем или бездарном авторе – это дело одно. Здесь цель понятна: не пустить в литературу случайных людей, компрометирующих поэзию, или заставить их совершенствоваться. А если  пародист берет за основу  стихи Пушкина, Есенина. Лермонтова, Пастернака? Означает ли это, что он будет высмеивать их творчество? И чему может сомнительной квалификации пародист  научить небожителей-классиков? Видимо, задумка здесь иная:  взяв за основу «важное» произведение классика, пародист использует его в целях создания юмористического или сатирического эффекта. В этом случае пародия является одним из  сильнейших приемов  сатиры. На кого же все-таки направлена эта сатира? Чаще всего она призвана  помогать отстаивать гражданскую позицию автора, который решился высмеивать недостойные или недостаточно моральные явления в современной жизни общества.

 

3.И, наконец,  третье правило по Далю: пародия – это перелицовка, сочинение или представление наизнанку." Сразу вопрос: для чего представлять сочинение наизнанку и кому это нужно. Здесь, Даль, очевидно подразумевает под словом «изнанка» гиперболизацию  того или иного явления,  гротескное изображение метафоры, чувства, или ситуации, имеющие место быть в  пародируемом  стихотворении. Таким образом,  пародист находит в  самом стихотворении основы для пародии, а затем переосмысливает их  и показывает читателю выпукло и ярко с целью создания юмористического или сатирического эффекта.

@Н.Терещенко